Обучение проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов – важнейший путь профилактики коррупции

Федеральным законом «О противодействии коррупции» антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов названа одной из основных мер по профилактики коррупции.
Безусловно, важность антикоррупционной экспертизы понимается во властных структурах, обществом и гражданами России.
Поэтому в уходящем году УЦ «Эксперт» начал практиковать проведение по этому важному этапу профилактики коррупции соответствующего обучения.
За полгода по этому вопросу были проведены занятия с муниципальными служащими одного из районов области.
Вопросы теории и практики проведения антикоррупционной экспертизы рассматривались и в ходе повышения квалификации государственных служащих органов исполнительной власти Калужской области.
Занятия с муниципальными и государственными служащими проводил автор. Он имеет опыт проведения экспертиз проектов правовых актов в качестве, как государственного служащего субъекта РФ, так и в качестве аккредитованного независимого эксперта Минюста Российской Федерации.

На занятиях рассматривались, как основополагающие правовые акты: Федеральный закон
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановление Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96, а также порядки, правила проведения антикоррупционной экспертизы органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и в органов местного самоуправления.
Большинство из прошедших обучение чиновников знали о важности экспертизы, а некоторые из них, привлекались к проведению антикоррупционной экспертизы.
Обучение проводилось по методикам инновационного обучения государственных служащих, предложенной РАГС при Президенте России.
Обучение проведению антикоррупционной экспертизе проводилось в тесной связке теории и практики.
После разъяснения теоретических вопросов и рассмотрения заключений, состоявшихся ранее экспертиз, дальнейшее обучение слушатели велось через постановку и решение конкретной задачи по проведению экспертизы.

Опыт первых занятий со слушателями из числа государственных и муниципальных слушателей, убедил в важности этого направления обучения.
Убедил и в том, что такое обучение необходимо сделать более адресным и приближенным к исполнению конкретных задач слушателями.
Тогда удастся реализовать инновационный признак обучения до результата, что обеспечит целенаправленность и результативность обучения.

В ходе занятий много внимания уделялось изучению коррупциогенных признаков.
Слушатели пришли к пониманию того, что не надо писать экспертные заключения по принципу, что «в проекте видимых коррупциогенных признаков нет».
Проект НПА необходимо проанализировать во взаимосвязи со смежными действующими нормами законодательства, что может позволить выявить коррупциогенные факторы.
Коррупциогенные факторы изложены в Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (постановление Правительства РФ Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 в действ. редакции) (далее – Методика).
Методика, с этим согласились все, не проса к применению, к тому же к ней нет официальных разъяснений компетентных органов и организаций.
Именно поэтому, часто большинство антикоррупционных экспертиз сводится к чисто механическому выявлению этих шаблонных факторов.
Экспертное же заключение часто превращается в формальный юридический текст.

К сожалению, борьба с коррупцией – это надолго.
Меняются ее проявления, меняются и коррупциогенные факторы.
А вот это не всегда своевременно замечается.
Думается, что поэтому и методы выявления коррупциогенных факторов, своевременно не совершенствуются.

Большинство слушателей согласны и с тем, что коррупциогенный по факту применения правовой акт, как правило, с юридической точки зрения безупречен.
Есть и другие вопросы, над которыми предстоит работать.
К примеру, есть проблемы при выявлении потенциально коррупциогенных факторов, когда уравниваются государственные или муниципальные служащие, наделенные одинаковыми полномочиями в одной должности..
При этом часто не учитывается то, что они действуют, исполняют свои полномочия, в разных условиях.
Из-за этого, возможно, отвергаются возможные сопутствующие обстоятельства их деятельности.
А ведь, дискретные полномочия государственного служащего в развитых городах действительно могут обладать коррупциогенность.
В малонаселенных районах такой же служащий из-за нехватки кадров может быть вынужден совмещать управленческие функции в нескольких сферах.
Получается, что тогда исполнение им дискреционных функций не коррупциогенный фактор, а необходимость.
Как оценивать проект НПА по такому вопросу?
Ждем разъяснений…

Как быть с тем, что до настоящего времени не подлежат экспертизе и большинство локальных нормативных правовых актов.
Ведь среди них есть и такие, в которых конкретному чиновнику делегируются полномочия, реализация которых может вызывать коррупциогенные факторы?

И таких вопросов на занятиях с государственными и муниципальными служащими появляется не мало…
Формы занятий автор старался менять.
Лекции чередовались с самостоятельным изучением теоретических вопросов. Затем начиналось решение практических заданий.
Практические задания ставились группам, на которые делили слушателей.
Были и задания индивидуальные.
Проверяли выполнение отдельных заданий сами слушатели, сверяя свои ответы с правовыми актами.
По – началу, столкнувшись с таким учебным процессом, отдельные слушатели даже выражали сомнения в их результативности.
Однако, к середине занятий у них восстанавливались навыки самостоятельной работы с правовыми актами.
К концу занятий практически все слушатели достаточно свободно ориентировались в вопросах организации и проведения антикоррупционной экспертизы.

Выводы, к которым пришли совместно со служащими сводятся к следующему.
Инновационное обучение позволяет получить новые знания и практику в проведении антикоррупционной экспертизы.
При этом практические задания должны быть приближены к тем правовым актам, с которыми имеют дело слушатели.

И последнее. Назрела необходимость и организации обучения представителей общественных организаций, наиболее активных граждан основам проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно – правовых актов.
Планы проведения таких занятий готовы, дело за желанием этих организаций и активных граждан.
Время –«Одобряймс» — «Не одобряймс!» по отношению к проектам правовых актов, прошло..
Надо в серьез помогать государству через антикоррупционную экспертизу профилактировать коррупцию.

Автор: Вячеслав Михайлов, независимый эксперт Минюста России по антикоррупционной экспертизе.