Обучение чиновников борьбе с коррупцией в системе исполнительной власти в РФ

Тема борьбы с коррупцией в России, к сожалению, становится все актуальнее.
Причин тому не мало. Как отмечено в Национальном плане противодействия коррупции на 2014 – 2015 гг,, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, является неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства.
Коррупция по – прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики.
Коррупция вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене.
Наконец, коррупция в России правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

И среди всех видов коррупции, одной из наиболее опасных, является коррупция управленческого аппарата. В частности, коррупция в системе исполнительной власти.
Исполнительная власть – это та власть, в распоряжении которой непосредственно находятся финансовые и материальные ресурсы России.
Именно органы исполнительной власти: государственные и муниципальные, наиболее часто взаимодействуют с гражданами и организациями.
Поэтому – то и вероятность возникновения коррупции в системе исполнительной власти всегда высока, а их негативные последствия очень очевидны.

В уходящем году центр «Эксперт» участвовал в конкурсе на право проводить обучение действующих гражданских служащих по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Антикоррупцционная политика государства».

Контрактом с одним из федеральных органов исполнительной власти предусматривалось:
— организовать учебный процесс и обеспечивать необходимые условия для освоения гражданскими служащими образовательной программы в полном соответствии с государственными требованиями к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства от 06.05.2008 № 362;
— предоставить для проведения учебных занятий специально оборудованные аудитории, обеспечить гражданских служащих учебно-методической документацией и литературой, расходными материалами;
— сформировать аттестационную комиссию, провести по итогам повышения квалификации гражданских служащих итоговую аттестацию и выдать успешно завершившим курс обучения документ, предусмотренный действующим законодательством Российской Федерации.
Ожидалось, что в составе слушателей будут, как служащие в чьи полномочия входить участие в борьбе с коррупционными проявлениями, так и сотрудники, выполняющие работу по исполнению прямых полномочий этого органа власти.
Занятия, как и требовал Госконтракт, планировалось проводить с использованием не только лекционно – семинарского метода, самостоятельной подготовки, но и через выполнение практических заданий и тестирование
Все это исполнить на материальной базе Центра возможно, как и привлечь к занятиям профессионалов практиков в области этой важнейшей деятельности, возможно.
Автор оказался вовлечен в подготовку к таким занятиям, но по независимым от него причинам занятия не состоялись.
В настоящее время автор готов к тому, чтобы в «Эксперте» провести занятия по этой программе…

Занятия по рекомендованному учебному плану планировались таким образом, чтобы через разъяснение требований федерального и ведомственного законодательства о борьбе с коррупцией, повысить знания и практические навыки обучающихся.
Для этого пришлось изучить ведомственные правовые акты по борьбе с коррупцией, а также открытые сведения о результатах этой работы в этом органе федеральной исполнительной власти.
.
Определенную трудность при подготовке занятий вызвала необходимость разъяснения большого массива, как отечественного, так и международного законодательства в сфере борьбы с коррупции.
Говоря о международных актах, планировалось дать общий анализ базовых и специальных антикоррупционных стандартов, принятых в рамках ООН и другими международными межправительственными организациями.
Прежде всего – это Конвенция ООН против коррупции 2003 г., Конвенция ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок 1997 г., Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1998 г.
Множественность международно – правовых актов о борьбе с коррупцией, привело к наличию несовпадающих антикоррупционных стандартов.
Это в свою очередь привело к проблеме обеспечения единообразных подходов к пониманию и интерпретации международно – правовых предписаний органами международных организаций, используемых в сфере противодействия коррупции.
Кроме того, в России пока не разработаны общие методические правила применения положений рекомендательных международных актов по борьбе с коррупцией хотя бы в рамках заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

В то же время при подготовке к занятиям учитывалось, что не все чиновники понимают, что находятся в группе риска совершения коррупционных правонарушений, причем не всегда сознательно.
Не все из них имеют четкое представление о понятии, составе и видах коррупционных правонарушений.
Среди чиновников имеет место незнание и не понимание того, что наделение их дискретными полномочиями на службе, правом административного усмотрения, повышает для них риск совершения коррупционных правонарушений.
В этой связи планировалось уделить время на объяснение вопросов правовой и антикоррупциой экспертизы, как механизмов ограничения административного усмотрения в системе исполнительной власти.
В ходе занятий достаточно подробно должны были освещаться сущность и вопросы осуществления антикоррупционного контроля в системах государственной и муниципальной службы..
Здесь слушатели хотели ознакомиться с системой мер по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе.
В системе мер по противодействию коррупции, планировалось рассмотреть вопросы: декларирования сведений о доходах государственных и муниципальных служащих и членов их семей; осуществления контроля за склонением государственных и муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений; конфликта интересов на государственной и муниципальной службе…
Определенное место в ходе обучения должно было быть уделено понятиям и видам юридической ответственности за совершение коррупционных и коррупциогенных правонарушений.
Все это потребовало изучение программы заявленной Госконтрактом, построить не только на показе коррупции, как реальной проблемы приводящей к ослаблению государства, но и обосновать реализуемые меры по ее противодействию в органах исполнительной власти.
В ходе занятий определенное внимание должно было быть уделено электронным административным регламентам, внедряемым в практику работы органов исполнительной власти.
Они, как показывает практика, являются одним из наиболее действенных средств противодействия коррупции.
Ведь такие регламенты не дают чиновникам возможности отступать от четко закрепленных правил и процедур.
.
Уже при подготовке к занятиям пришла уверенность в том, что имеющиеся в «Эксперте» технические возможности, использование инновационного подхода к обучению позволят справиться с требованиями Госконтракта и провести обучение слушателей должным образом.

Вячеслав Михайлов, независимый эксперт Минюста России по антикоррупционной экспертизе.