К изучению курса «Правовое и организационное обеспечение государственной гражданской службы»

В 2015 г в Центре «Эксперт» проходили обучение на курсах повышения квалификации государственные служащие региона из органов исполнительной власти.
Обучение было организовано в соответствии с госконтрактом и по тематике предложенной заказчиком.
Государственные служащие изучали курс «Правовое и организационное обеспечение государственной гражданской службы», разбитый на десять модулей и 10 тем.
Тематика курса была рекомендована РАГС, поэтому пришлось подумать о конкретном ее выполнении.
Сразу стало понятно, что 80 часов времени, отпущенных на обучение, слишком мало и занятия надо интенсифицировать.

Не смотря на наличие в Калуге целого ряда высших учебных заведений, для подготовки были использованы возможности областной библиотеки и ресурсы Интернет сайтов ведущих ВУЗов, готовящих специалистов по государственному и муниципальному управлению.
«Эксперт» пошел при организации занятий и по тому пути, что предложил их провести автору.
Думаю, что это предложение последовало потому, что автор не только имел немалый опыт личной службы в федеральных и субъектовых органах государственной власти, но и вел в разное время занятия по правовому всеобучу.
Большой объем учебного материала потребовал применение инновационного подхода к обучению, рекомендованного РАГС.
Модульный подход к обучению, предложенный учеными РАГС, гарантирует гибкость и динамичность учебного процесса.
Он и был использован, с упором на обучение через постановку и решение практических задач, возникающих на государственной службе. При этом все слушатели, кроме того, что имеют разное образование, еще и исполняют самые различные управленческие функции.
Поэтом обучение до результата провести проблематично.
Положительным стало то, что в «Эксперте» есть все необходимые технические средства обучения.
Каждый слушатель обеспечен компьютером, имеющим выход в сеть «Интернет».
Подготовка к занятиям по предложенному заказчиком плану показала, что все заявленные к обучению темы важны. При этом учебных пособий по этой тематике мало и они не всегда доступны.
Было решено подготовить пособие, которое можно использовать, в том числе для дистанционного обучения.
Кроме того, в Центре приняли решение снабдить каждого слушателя диском с текстами необходимых для изучения правовых актов.
Каждый слушатель получил на бумаге те законы и правовые акты, которые необходимы для решения практических заданий.

При подготовке и в ходе обучения были определены подходы, которые бы, заинтересовали всех.
Ряд тем предполагалось, изучались в ходе лекций, другие самостоятельно. Третьи – на практических занятий.
На занятиях все темы изучались не только через требования федерального законодательства, но и региональное законодательство о государственной и муниципальной службе.
Кроме прочего, большое внимание было уделено изучению отдельных положений Устава Калужской области, законодательства о государственной гражданской службы региона.
Практические занятия использовались каждый день, позволив научить слушателей самостоятельно работать с правовыми актами по вопросам государственной службы.
По просьбе слушателей все обучение, где это было возможно, увязывалось через требования к антикоррупционному поведению государственных служащих.
Много вопросов у слушателей возникло при изучении правовых основ предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
Опыт проведения обучения государственных и муниципальных служащих этого года требует дальнейшего его совершенствования.
Ясно, большой объем учебного материала изучить не возможно без активного применения не только технических средств, но и активных форм обучения.
Планирует автор использовать деловые игры, «мозговой штурм» и другие активные формы заннятий.
На занятиях этого года были применены и методы социологического изучения, позволяющие лучше узнать о служащих.

Основные выводы, который сделал автор сводятся к следующему.
Слушатель курсов приветствуют именно активные методы обучения, и с интересом относятся к рассмотрению примеров имеющих место при реализации управленческих функций на госуправлении. Это же, трудно осуществимо, а иногда и не возможно, при проведении занятий преподавателями хорошо знающими теорию госслужбы. Нужен и личный опыт такой деятельности.
Необходимо и наладить более тесные связи с заказчиками услуг на обучение и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих. В будущем обучение, возможно, закончить проведением совместного итогового занятия. Возможно, Круглого стола о проблемах государственной и муниципальной службы.
И конечно, все занятия, по возможности, тесно увязывать с вопросами противодействия коррупции.

Вячеслав Михайлов, независимый эксперт Минюста России по антикоррупционной экспертизе.