Борьба с коррупции, как в Сингапуре, у нас возможна?

 

«Сингапуру удалось, — рассказал Ли Сянь Лун «Ведомостям», —  добиться нулевого уровня терпимости к коррупции.

Если тебя  подкупили, ты будешь обвинен, признан виновным и заплатишь за преступление – не важно, кто ты, пусть даже министр.

Система противодействия коррупции основана на нескольких принципах.

Это независимая судебная власть и жесткие антикоррупционные законы, которые неукоснительно соблюдаются.

Это независимое, адекватно финансируемое антикоррупционное бюро, от которого никто не ждет поблажек.

Стратегия Бюро по расследованию случаев коррупции – обнаружение преступления, нанесение удара и предупреждение.

Строгие законы и устрашающие приговоры делают коррупцию слишком рискованным и малоприбыльным занятием.

Это и правительство, которое служит интересам общества и претворяет в жизнь озвученную им политику.

Мы платим нашим служащим достойное жалование. Если платить мало, люди не смогут жить на зарплату и коррупция будет неизбежной, как бы вы не старались победить ее.

Это проблема Китая: жалование у чиновников не высокое, а возможности заработать есть. И никакие приговоры к смертной казни не помогают.

Но нельзя решить проблему, просто повысив зарплаты чиновников.

Нужно сделать систему госуправления прозрачной и ограничить свободу выбора чиновника.

Впрочем, низкий уровень коррупции не означает ее отсутствие.

Воспитание общества – одна из основных превентивных мер, это ключ к нулевой терпимости к коррупции.

Если кто-то делает незаконное предложение, он должен понимать, что люди скорее сообщат об этом в полицию, чем дадут взятку.

Эта стратегия помогла Сингапуру победить постоянно растущую коррупцию, когда правящая партия РАР впервые пришла к власти в 1959 году. По результатам индекса восприятия коррупции 2010 г. Сингапур вместе с Новой Зеландией и Данией занял первое место». (Ли Сянь Лун, Нельзя победить коррупцию, просто повысив зарплату чиновникам. «Ведомости»).

            Решил полностью привести эту не всем известную организацию борьбы с коррупцией в одном очень даже не большом государстве.

 

К сведению. Город-государство Сингапур является жемчужиной Азии. Население: 4 987,60 тыс. чел. (2009) Площадь: 714,3 кв. км

           Это город будущего, где оно уже присутствует в настоящем.

           Сегодня Сингапур является постиндустриальным центром, ориентированным в основном на хай-тек индустрию, транспортные и финансовые услуги.

 

Можно по разному относиться к тому, что в этой стране почти победили коррупцию.

Кто-то посчитает, что Россия и Сингапур не сопоставимы. Не сопоставимы, по территории, населению, ресурсам.

По этим параметрам, конечно, Россия много и много больше Сингапура.

В России, другие, много хуже климатические условия, в которых приходится жить и работать.

Можно, приводить много и других  аргументов для того, чтобы попытаться доказать, что в России очень трудно добиться нулевого уровня терпимости к коррупции.

Причин называют много и разных. Даже, кажется, понятных. Договариваются и до того, что победить это зло в России никогда не получится. Уровень терпимости к коррупции в России довольно высок.

           

27 января 2016 г РИА Новости (Москва) сообщили, что уровень коррупции в России снизился по сравнению с прошлым годом, по этому результату страна заняла высшую позицию за 4 года и находится на одной строчке с Азербайджаном, Гайаной и Сьерра-Леоне, сообщается в докладе организации Transparency International (Международное движение по противодействию коррупции).

          В 2015 году Россия получила от организации 29 баллов (на два балла больше, чем в 2014 году) и заняла 119-е место, что является наилучшим результатом с 2012 года, когда организация перешла на 100-балльный рейтинг. В 2014 году Россия находилась на 136-й строчке рейтинга — рядом с такими странами, как Нигерия и Ливан.

          Возглавляет рейтинг Дания с 91 баллом, на втором и третьем местах — Финляндия и Швеция. Замыкают список уже четвертый год подряд КНДР и Сомали с восемью баллами — составители рейтинга подсчитали, что в этих странах максимальный уровень коррумпированности среди исследованных стран.

 

Говорить о том, что в нашей стране проблемой борьбы с коррупцией должным образом не занимаются,  нельзя.

Разработано и совершенствуется  законодательство по борьбе с коррупцией. Оно интегрируется с нормами ратифицированных международных конвенций против коррупции.

Уже пятый раз принят Национальный план противодействия коррупции  на 2016 – 2017 годы (далее – План)— системный документ программного характера, направленный на борьбу с коррупцией и её предупреждение.

С ним можно ознакомиться в правовых базах и Интернете, остановлюсь лишь на некоторых его положениях.

План подтверждает принципиальность и системность государственной политики в борьбе с данным видом преступлений.

Предусматривает совершенствование правоприменительной и судебной практики, активное внедрение компьютерных технологий для анализа и обработки, представляемых всеми кто обязан, деклараций.

Особенностью нового Плана стало и то, что теперь установлена персональная ответственность руководителей из федеральных и региональных органов власти за создание,  воплощение и ответственность за планы по противостоянию коррупционным явлениям на местах. Введена и персональная ответственность за антикоррупционные меры, что по мнению разработчиков плана, улучшит качество и повысит результативность деятельности руководителей.

Новый План требует обязательного обучения ответственных исполнителей и заместителей составлению актов по противодействию коррупционным явлениям на местах. Это мероприятие должно помочь преодолеть прежние недочеты в составлении местных планов, которые связаны с недостатком соответствующих знаний.

Запланированы и постоянные проверки реализации мероприятий антикоррупционных Планов Управлением Президента России, работающим в сфере борьбы с коррупцией.

Контроль над выполнением Плана осуществит Генеральная прокуратура.

Особое внимание уделяется развитию норм по регулированию конфликта интересов, противодействию коррупционным проявлениям при осуществлении государственных и муниципальных закупок.

Много задач поставлено перед судебной системой, которая  особо выделена не только как важнейший элемент противодействия коррупции, но и как объект повышенных антикоррупционных требований.

Перед судьями стоит задача подготовки широких обзоров судебной практики применения антикоррупционных стандартов. Это повысит качество уголовного преследования коррупционеров, поспособствует качественному улучшению деятельности следствия и оперативного состава, борющегося с такой преступностью.

Совершенствованы в Плане задачи правоохранительных органов.

К примеру, для МВД России задачи сконцентрированы на предотвращение хищений средств, выделенных на реализацию Федеральных целевых программ, крупнейших инвестпроектов и подготовку к проведению Чемпионата мира по футболу.

В плане международного сотрудничества в борьбе с общим злом – коррупцией, в Плане обозначены дальнейшие направления международного антикоррупционного сотрудничества, в том числе в рамках ООН, БРИКС, АТЭС, G20.

 

Но планы могут так и остаться планами, если каждый гражданин нашей страны не поймет, что бороться с коррупцией надо всем и каждому на своем месте.

Надо побороть в себе и окружающих людях миф о том, что побороть коррупцию нельзя.

Надо побороть нарастающие фатальные представления о коррупции как о непобедимом явлении.

Если подумать над этой проблемой, то вспоминается, что в проблему номер один коррупция в России превратилась лишь в последние два десятка лет.

Связано это, как предполагают исследователи коррупции,   с формированием в России общества потребления и характерной для него нравственной установки.

 

«Посыпать голову пеплом» в связи с тем, что Россию обвиняют чуть ли не в самой тяжелой обстановке с коррупцией, тоже не надо.

Сегодня коррупция имеет место практически во всех государствах независимо от уровня их социально – экономического развития. Как в индустриально развитых, так и в слабо развитых.

С другой стороны влияют и усиление процессов  глобализации в мире, что приводит к развитию коррупционных практик и повышению значимости транснациональных разновидностей коррупции.

Не надо верить в миф и о том, что коррупция является одним из механизмов, обеспечивающих функционирование экономической системы России.

Иногда в связи с этим договариваются до того, что коррупция способствует снижению материальных и временных издержек субъектов хозяйствования, развитию предпринимательства, гибкости рынка. Из этого делается вывод, что коррупция поэтому может рассматриваться не только как неизбежное зло, но и как положительное явление.

Это, как говорят в России, «смешно, если не было так грустно».

Рассуждения о пользе коррупции можно сравнивать с рассуждениями о пользе курения.

Курение, дескать, успокаивает и притупляет нервы. Притупляет чувство голода, коммуникативные функции и т.д.

Однако, понимается большинством людей  и то, что курение постепенно разрушает организм человека, или государства.

Наконец, надо перестать верить в то, что  коррупция порождается только действиями бюрократии и чиновников.

Отсюда, делается вывод, что в коррупции виновно чрезмерное государственное регулирование экономики.

В качестве избавления от коррупции, сторонники этого мифа, предлагают практически всю экономику передать на регулирование свободного рынка.

Идя навстречу этим пожеланиям, так уже давно поступает наше государство, даже в федеральном законе о противодействии коррупции прописали соответствующую норму.

В пункте 18 статьи 7 названного закона установив в качестве основного направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

Здесь сказано о передаче части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям.

Вправе мы ожидать и встречных шагов бизнеса.

Хотелось бы, чтобы быстрее некоторые из них преодолевали бы не лучшие издержки соответствующей морали. Имею ввиду,  стремление по — максимуму  избавиться от всяких издержек, что не могут не быть в любом виде деятельности.

Само по себе это стремление понятно, но хотелось бы, чтобы при этом всегда исходили, не только из интересов бизнеса, государства и своих работников.

Да и зарплата у наемных работников в организациях бизнеса должна быть такая, чтобы не приводила их в ряды коррупционеров и преступников.

О том, как это происходит, во что превращает людей и как выходить из этого положения,  поговорим на моих авторских семинарах.

 

К сожалению, коррупция пронзила и бизнес. О его проявлениях, думаю, многим известно.

Это понимают, к их чести, и сами бизнесмены.

20 сентября 2012 года на ХI Инвестиционном форуме в Сочи при участии Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева стартовала Антикоррупционная хартия бизнеса.

В тот день ее  подписали руководители РСПП, ТПП РФ, Деловой России и ОПОРА России.

Суть этого документа во внедрении компаниями специальных антикоррупционных программ и практик, которые касаются не только ситуации внутри компаний, но также отношений с партнерами по бизнесу и с государством.

Хартия предусматривает отказ от преференций, закупки на основе открытых торгов, финансовый контроль, обучение и работу с персоналом, содействие правоохранительным органам и другие меры.

К этой Хартии присоединяются все больше и больше участников.

Организации, правда, пока,  далеко не все, исполняя требования статьи 13.3 ФЗ о противодействии коррупции,   разрабатывают и принимают  меры по предупреждению коррупции.

На курсах и авторских семинарах, автор поможет заинтересованным бизнес – организациям разработать или совершенствовать работу по разработки этих мер.

 

Хотим мы этого, или не хотим, но в России разворачивается и набирает силу процесс становления общества потребления, что тоже способствует и подпитывает коррупцию.

Переход от плановой экономики к экономике рыночной, привел и к такому негативному фактору, как имущественная поляризация населения.

Еще Платон отмечал, что для устранения одного из основных факторов преступности надо  установить пределы бедности и богатства.

В  России, как показали исследования 2009 года доходы 10% наиболее богатых граждан,  превышали доходы 10% наиболее бедных граждан более чем в 15 раз.

Переживаемый ныне кризис, к сожалению, не способствует улучшению этой ситуации, а поэтому реализация действенных мер по снижению экономического неравенства между населением страны, была и остается актуальной.

Все это влияет и на вовлеченность граждан в коррупционные отношения.

В кризис, как бы с этим не боролись, растет скрытая и видимая безработица. Появляются, так называемые, неэкономические последствия безработицы.

Они состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию,  нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно – сосудистым заболеваниям, развалу семьи.

Потеря стабильного источника дохода провоцирует асоциальное поведение человека. Растет социальная напряженность. Среди части людей может утверждаться идеология «после нас хоть потоп», что  может наиболее слабых привести в ряды преступников и коррупционеров…

И последнее. О проблемах коррупции можно говорить много.

Коррупция не живет сама по себе. Она   живет рядом и среди нас. В том числе, известная многим бытовая коррупция. О ней и о том, как вместе нам преодолевать коррупцию и ее проявления, давайте поговорим вместе. Опять же на авторских семинарах.

А по пути Сингапура по борьбе с коррупцией, Россия идет.

Многое уже сделано, но многое еще предстоит сделать.

Верю, вместе мы: государство, бизнес – сообщество, гражданское общество и  граждане России, это сделаем. Приблизимся к нулевому уровню терпимости к коррупции.

 

Независимый эксперт Минюста России по антикоррупционной экспертизе НПА      Вячеслав Михайлов.