Принцип профессионализма контрактной системы. Как он исполняется

За изменениями и разъяснениями контрактной системы нынче не угнаться…
Порой, кажется что законодательные органы частенько в своих НПА блуждают и путаются… А как же быть и исполнять 44-ФЗ контрактным управляющим членам закупочных комиссий?
Официально называться контрактным управляющим в настоящее время никто не может, в связи с отсутствием в номенклатуре таковой должности.


В соответствии с ч.6 ст.38 44-ФЗ работник контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
В соответствии с ч.5 ст. 39 44-ФЗ заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
Статьей 9 44-ФЗ определен один из принципов контрактной системы- принцип профессионализма заказчика. Этот принцип заключается в привлечении к осуществлению закупок квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, а так же в принятии мер по поддержанию и повышению уровня квалификации профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в т.ч. профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ.
Рассмотрим подробно, что же включает в себя дополнительное профессиональное образование в целом и как в настоящее время реализуется принцип профессионализма заказчика.
Согласно ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ дополнительное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ, таких как повышения квалификации и профессиональной переподготовки. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее образование и (или) высшее образование. В соответствии с ч.4 и 5 настоящей статьи программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации; программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Закупки, регламентирующие законодательством о контрактной системе, осуществляются работниками с разным уровнем образования и имеющими разные профессии.
Возникает вопрос, когда для работника достаточно повышение квалификации, а когда необходима профессиональная переподготовка.
Обучение определению поставщика (исполнителя, подрядчика) в сфере гос закупок является актуальной темой. Но, не смотря на то, что 44-ФЗ вступил в силу с 01.01.2014г. единых обучающих программ и требований разработано не было. В основном обучение проводилось в объеме 72 часа, программы, составлялись в соответствии со ст. 38 и 39 44-ФЗ в которых изложены права и обязанности должностных лиц заказчиков, осуществляющих закупки. НО в связи с постоянным изменением закона, принятием многочисленных НПА в целях надлежащего исполнения закона, многочисленными разъяснениями, направленными для быстрого понимания закона,- 72 часа обучения теории и навыкам определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в сфере гос закупок стало значительно не хватать для полноценного обучения. Проверки контролирующих органов в 2014году показали низкий уровень профессионализма заказчика. В исправлении ситуации, а так же для приведения единообразия обучающих программ, совместными письмами 12.03.2015г. Минэкономразвития РФ (№5594-ЕЕ/Д28и) и Министерство образования и науки РФ (№АК-553/06) разработаны методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок. Данные рекомендации определили, что минимальное часов обучение- 40, возможно устанавливать для руководителей организаций — заказчиков. Для остальных обучающих рекомендовано пройти обучение минимум за 108 часов. Форма обучения рекомендована как очная, так и очно-заочная. При очно- заочной форме обучения рекомендовано устанавливать очную часть обучения в объеме 40 часов. Так же сохранена дистанционная форма обучения. В методических рекомендациях приведены минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплины обучающей программы на 108 и 40 часов обучения, а так же проведено примерное содержание Программ. Согласно методическим рекомендациям освоение программ завершается итоговой аттестацией.
Примером учебной организацией, регулярно осуществляющей повышение квалификации в сфере закупок по программам, разработанным в соответствии с вышеуказанными методическими рекомендациями в Калужской области является АНО ДПО «Эксперт» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности Серия 40Л01 №0000536 от 06.08.2013 регистрационный номер №182 выданной Министерством образования и науки Калужской области). Практика показывает, что востребовано в основном обучение в объеме 108 и 144 часов по очно-заочной форме. При этом очное обучение заключается в объеме 40 часов обзорных занятий по курсу с использованием лекционного материала и практики работы на сайте госзакупок и ЭТП, разборки сложных рабочих ситуаций слушателей. Заочная часть обучения представлена двумя вариантами: 1) самостоятельное изучение дистанционного материала – 10 модулей, которые содержат более углубленный лекционный материал с примерами и промежуточные задания в конце каждого модуля. В дистанционный материал входит НПА, разъяснения к закону, презентации по подготовке и размещению документов и информации на сайте госзакупок; 2) самостоятельное изучение закона: слушателю предоставляется вспомогательный материал: НПА, разъяснения к закону, презентации по подготовке и размещению документов и информации на сайте госзакупок, определяется тема, по которой в назначенный срок ему необходимо сдать работу.
Возможно проведение и полностью дистанционного обучения в АНО ПО «Эксперт».
По окончанию обучения слушатели выполняют итоговое тестирование, которое проводится в основном очной и по завершению которого делается оценка уровня подготовки слушателя и выдается удостоверение о повышении квалификации. Слушатели по окончании курсов повышения квалификации в АНО ДПО «Эксперт» приобретают право на трехмесячное бесплатное консультирование лектором.
Методическими рекомендациями определяется, что для проведения занятий по Программам рекомендуется привлекать специалистов, прошедших дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, и (или) имеющих практический опыт в сфере закупок.
Лекторами АНО ДПО «Эксперт» по программе повышения квалификации в сфере закупок являются юристы — практики с юридическим стажем 17 лет и практикой в сфере гос. закупок 11 лет, прошедшие курсы повышения квалификации в Институте госзакупок и постоянно усовершенствующие свои знания и навыки как в сфере госзакупок так и в целом в юриспруденции. Обучение в «Эксперте» проходит по материалам, разработанным лекторами центра.
Таким образом, курсы повышения квалификации в сфере закупок является быстрым и на сегодняшний день официально единственным способом приобретения необходимых знаний и навыков для исполнения функций по определению исполнителя (поставщика, подрядчика). Но как указано в 76 статье закона «Об образовании в РФ» профессиональное дополнительное образование, возможно, получить и пройдя профессиональную переподготовку в определенной сфере.
По отношению к контрактной системе данный вопрос очень актуален, т.к. с вступлением 44-ФЗ в сферу госзакупок пришло много работников ранее не имеющих отношения к этой сфере. Эти работники обладают разного уровня образования и нуждаются в углубленном изучении данной сферы. Для предоставления таких знаний планируется открытие высших образовательных учреждений, факультетов. Но все это пока в непонятном будущем.. В настоящем же, приказами Минтруда и соцразвития от 10.09.2015г. №625н и №626н утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». С 01.07.2016г эти стандарты станут обязательными. В то же время вступит в действие статья 195.3 Трудового кодекса РФ о непременном наличии соответствующего образования в сфере закупок у работников, занимающих профильные должности.
Рассмотрим суть этих стандартов:
Профессиональный стандарт специалиста по закупкам предусматривает четыре обобщенные трудовые функции для таких специалистов. Надо отметить, что требования к организации закупок определены законодательно, поэтому нельзя исключить того, что с 2018 года применение этого профстандарта станет обязательным условием для участия организации в закупках. Итак, по уровням квалификации специалисты по закупкам подразделяются таким образом:
5-й уровень квалификации специалиста по закупкам должен обеспечивать закупки путем предварительного сбора данных, уметь подготавливать закупочную документацию и обрабатывать результаты закупки, включая заключение контракта.
6-ой уровень квалификации специалиста по закупкам должен помимо этого уметь составлять планы осуществления закупок и обосновывать их необходимость. Кроме того, такой специалист должен уметь выбирать поставщиков.
7-ой уровень квалификации специалиста по закупкам должен осуществлять полный контроль в сфере закупок, включая приемку контракта. В обязанности такого специалиста входит полная проверка соблюдения условий контракта и качества представленных товаров (работ или услуг).
8-ой уровень квалификации специалиста по закупкам должен осуществлять
мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок.
Примечательно, что высшее образование данный специалист иметь не обязан. Данный профстандарт может применяться с 23.10.2015г.
Предположительно, что данный профстандарт специалиста в области закупок станет обязательным условиям и для участия организаций в закупках, в этом случаи бизнесу придется обеспечить образование своих сотрудников в этой области.
Предметом профессиональной деятельности эксперта в сфере закупок является изучение и оценка объекта экспертизы, подготовка экспертных заключений, консультирование при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. В перечень трудовых функций отнесены мониторинг рынка предмета закупок, экспертиза процедуры закупки, консультирование по процедурам закупки, исполнения и результатов исполнения контракта, управление организацией, обеспечивающей консультирование и экспертизу в сфере закупок. Кроме того, в этот вид деятельности включено проведение аттестации (оценки профессиональной квалификации) и контроль повышения профессионального уровня работников, а так же исследование теоретических и практических проблем закупочной деятельности.
Экспертом в сфере закупок преимущественно может быть работник, имеющий высшее образование. Данный профстандарт может применяться с 25.10.2015г.
Единых официальных профессиональных программ, отвечающих требованиям данных профстандартов на уровне Минобразования и науки РФ не разработано.
АНО ДПО «Эксперт» в ближайшем будущем разработает программу профессиональной переподготовке по специальности «Специалист в сфере закупок». В основу программы будут заложены необходимые требования, которые содержаться в профстандарте «Специалист в сфере закупок». Срок обучения составит 256 часов. Форма обучения очно- заочная с элементами дистанционного обучения. При этом очное обучение будет представлять собой не мене 80 часов, в которые будет входить 40 часов- обзорная лекция с ознакомительной работой на сайте госзакупок и ЭТП, остальные 40 часов буду поделены на консультации во время заочного (дистанционного) обучения.
Подведем итог нашей темы:

  • Принцип профессионализма в сфере закупок постепенно совершенствуется.
  • Работникам, не имеющие высшего образования и ранее не занимающимся госзакупками, преимущественно пройти профессиональную переподготовку в сфере закупок.

Автор: Михайлова Татьяна Вячеславовна