Делимся впечатлениями…

В период с 28 по 30 октября 2015г. в Институте государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий (АНО ДПО «Институт госзакупок») г. Москва состоялась конференция, посвященная рассмотрению первых результатов контроля и аудита в сфере закупок по Федеральному закону № 44-ФЗ: типовым нарушениям, выявляемым различными контрольными органами в закупочной деятельности заказчиков.


Свидетелем данного мероприятия в качестве слушателя стала я, организатор АНО ДПО «Эксперт» (г. Калуга) Цветкова Елена Владимировна.
В преддверии Конференции – 28.10.2015г. Заместителем руководителя экспертно- консультационного центра Института госзакупок Евсташенковым Александром Николаевичем проведен практический семинар «Особенности закупок строительных работ в рамках Закона 44-ФЗ». Программа семинара содержала актуальные вопросы, как для заказчиков, так и для участников, к примеру: подготовка заказчиком технического задания при осуществлении закупок строительных работ и установление требований к участникам и к составу подаваемой ими заявкам на участие в закупке. По окончании семинара была предоставлена возможность получить ответы лектора на индивидуальные вопросы.
29-30 октября 2015г. проходила конференция. В конференции представители главенствующих федеральных служб и министерств, которые непосредственно приняли участие в разработке контрактной системы в сфере закупок: ФАС, Счетная палата, Федеральное казначейство, Минфин, Минэконоразвития, Минобразования и науки, а так же представители некоторых вышеуказанных региональных служб, представители заинтересованных организаций таких как ООО «РТС- тендер», ДПО ТПП Ростовской области. Каждый участник конференции выступил с докладом.
Обстановка в стенах зала была накаленная…
Если проанализировать большую часть разъяснений к 44-ФЗ, то видно не вооруженным глазом, на сколько разъяснения вышеназванных органов противоречат друг другу, а за частую противоречия можно встретить и у одного разъясняющего закон органа..
Приведу пару примеров:
ФАС России в своем Письме, опубликованном на своем сайте 18.11.2014г. «О включении в контракт условий об уплате неустойки (штрафа, пени), а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта», указал, что заказчику следует вставлять в текст контракта полный набор возможных вариантов размеров неустоек, установленных в Правилах определения неустойки, установленных Постановления Правительства РФ № 1063 от 25 ноября 2013 года.
Минфин России в своем Письме по данному вопросу № 02-02-64/63862 от 11 декабря 2014 г. указывает, что заказчику в проекте контракта достаточно указать ссылку на Правила, и необязательно вставлять в текст контракта полный набор возможных вариантов размеров неустоек.
Минэкономразвития России в 2014году дважды разъяснило вопрос поэтапности исполнения контракта и порядка подготовки и размещения в ЕИС отчета по исполнению контракта. Так в разъяснении от 30.09.2014г. №Д28и-1889 содержится заключение, что в случае, когда сторонами предусмотрено исполнение обязательств по контракту в течение срока его действия равными частями и промежуточные сроки исполнения обязательств в нем не определены, то это не свидетельствует о необходимости составления отчета и размещения его в ЕИС. Прямое противоположное заключение содержится в разъяснении Минэконмразвтия России от 31.12.2014г. №Д28и- 2919.
Можно еще долго перечислять подобные курьезные факты…
На конференции было интересно наблюдать за весьма непростыми взаимоотношениями представителей этих организаций…
Участники — слушатели конференции желали пообщаться и задать наболевшие вопросы, но такой возможности не представилось…
В принципе все ясно как белый день… на вопросы правопременительного характера ответить сложно да же тем, кто изобрел контрактную систему, потому, что как показал вышеприведенный анализ разъяснений, однозначного толкования 44-ФЗ нет и вряд ли появится..
И вот вопрос, если отсутствует единое мнение у тех, кто разработал, внедряет и разъясняет закон, то, как должны его исполнять на местах субъекты контрактной системы в сфере закупок: заказчики и участники?
Да, в настоящее время существует масса экспертов в сфере госзакупок с многочисленными регалиям, нацеленные обучить 44-ФЗ. Но в основу их учений ложиться субъективное мнение лектора, в лучшем варианте выработанное практикой.
А на конференции мне хотелось получить ответы у первых лиц закона для того что бы донести их до каждого слушателя нашего учебного центра «Эксперт»….